Образование в современном мире.

Образование в современном мире.

Компетенция в исторической ретроспективе.

В прошлые века большинства населения всех стран мира было малограмотным, что стало доставлять определенные неудобства с началом промышленной революции. В преимущественно аграрном обществе повальная безграмотность мало кого волновала — она скорее была стабилизирующим фактором. Ведь безграмотным народом проще управлять. Сегодня, в 21 веке, появилась тенденция к снижению общей грамотности населения развитых стран — опять же, с целью облегчению управляемостью массами. Но об этом позже.

Итак, до начала промышленной революции всех устраивало безграмотное большинство, в котором встречались редкие узкоспециализированные мастера своего дела — строители, кузнецы, портные и т.п. Ученые и предприниматели — торговцы — составляли обособленные касты. Но с началом развития производства понадобилось обучаемое грамотное большинство, способное получать не только простейшие навыки, но и заниматься самообразованием, осваивать новые станки и механизмы и т.п. Поэтому, в первую очередь для повышения компетенции рабочих и служащих, общее образование стало не только доступным, но и обязательным для всех. Здесь в качестве примера стоит привести ЛИКБЕЗ — программу по ликвидации безграмотности — активно проводимую В.И. Лениным наряду с электрификацией всей страны.

Победив безграмотность, правительства ведущих стран мира стали развивать как прикладную, так и фундаментальную науки, стараясь сделать не только среднее, но и высшее образование доступным для большинства. В СССР высшее образование являлось бесплатным и вполне доступным, уровень развития науки не только соответствовал западным стандартам, но и превосходил их по многим показателям. Все эти меры позволили совершить огромное количество открытий в 20 веке, вплоть до выхода в космос.

После развала СССР финансирование науки прекратилось, что привело к огромной «утечке мозгов» за рубеж. Справедливости ради стоит сказать, что еще во времена СССР финансирование наших ученых нельзя было даже сравнивать с западными коллегами, особенно в сфере оплаты труда. Поэтому ученые и инженеры часто стремились уехать за рубеж. Наши сограждане оставались самыми компетентными и самыми низкооплачиваемыми в мире.

Но к началу 21 века выяснилось, что недостаток образования у представителей европейских стран и, особенно, у граждан США далеко не случаен. Узконаправленное образование с практически полным отсутствием общей эрудиции у тех же американцев, высмеиваемое в юмористических передачах, оказалось далеко не случайным. Правящая элита тех же США во второй половине 20 века, основываясь на опыте забастовок, стачек и прочих недовольств своего слишком компетентного, образованного и пассионарного населения, решила посредством снижения общей грамотности граждан снизить их политическую и социальную активность. Ведь необразованной толпой проще управлять. Чего стоит вклад тех же США в образование украинских граждан. Это ж как надо было постараться, чтобы внушить молодому поколению, что, например, укры — древнейший народ, который построил египетские пирамиды и выкопал Черное море? Такое общее оболванивание дошло недавно и до нашей страны — вместе с реформой образования, сокращением числа мест в вузах, введением ЕГЭ и т.п.

Классическое образование для всех повсеместно уничтожается. В современном мире люди приравниваются в роботам, биомассе, приобретают статус компьютера или стула.

Постиндустриальная революция

По какой же причине стало возможным такое поголовное оболванивание населения?

Дело в том, что в конце 20 века в мире произошла так называемая постиндустриальная революция. Если индустриальная революция к 19 веку задействовала в общественном производстве самые широкие массы населения, то постиндустриальная повлияла на человеческий капитал в точности наоборот.

Так введение новых технологий высвободило большую часть работников, заменив их труд машинами и механизмами. Например, в тех же США 1 комбайнер обрабатывает поля нескольких фермеров сразу, что дает возможность самим производителям использовать минимальное количество наемных работников. Многие предприятия полностью роботизированы, что опять же высвобождает большую часть населения. По статистике к концу 20 века в развитых странах доля занятых в сельском хозяйстве составляла всего лишь 1 — 2% от общего числа населения страны, а в промышленности — 5 — 10%. Все остальное население переходило в так называемую непроизводственную сферу, включая транспорт, связь, сферу сервиса, туризм и т.п. Но число рабочих мест в данных сферах в любом случае также ограничено и не способно предоставить работу всем трудоспособным гражданам. Грамотное образованное активное население таким образом вынуждено искать себе применение или в других регионах посредством внутренних и внешних миграций, или искать для себя альтернативное применение в своем регионе. Эта активная и креативная прослойка, не находя своим силам и талантам достойного применения, способна создать очаг социальной напряженности, что мы зачастую наблюдаем в современном мире. Поэтому их пассионарность и нейтрализуется посредством как достойных пособий по безработице в развитых странах, так и снижением уровня общей образованности и эрудиции населения. Но 21 век с повсеместным распространением сети Интернет компенсирует для подрастающего поколения недостаток информации, получаемой в образовательных учреждениях. При этом, зачастую, ее качество оказывается сомнительным… Что же касается пособий по безработице, то в России эта проблема до сих пор остается нерешаемой. Более того, для пополнения бюджета депутаты предлагают ввести налог на тунеядство, вгоняя нас таким образом в эпоху Средневековья…

Вообще в России проблема адекватной и точной оценки труда отдельного сотрудника до сих пор остается нерешенной.

Использование творческих способностей каждого человека у нас остается на крайне низком уровне.

Сегодня карьерный рост человека зачастую никак не зависит от его личностных качеств. Наоборот, слишком умные, опытные и грамотные сотрудники вызывают опасение у менее квалифицированного начальства. Поэтому им часто отказывают в приеме на работу.

Но, несмотря на все внешне и внутриполитические веяния, жизнь диктует свои реалии. И одним из основополагающих элементов совершенствования эффективности труда является повышение компетентности работников. Более того, творческие способности человека проявляются через его компетенцию, которая, по мнению ряда ученых,  является основным понятием всей концепции управления персоналом.

Постиндустриальная революция и, соответственно, высвобождение трудоспособного населения, а также постоянное развитие информационных технологий требует от каждого субъекта рынка труда постоянного повышения своей компетенции как в экстенсивном, так и в интенсивном ключах. Так повсеместная компьютеризация заставляет людей осваивать новые технологии. Например, бухгалтеры, не владеющие 1С и прочими компьютерными программами, оказываются неконкурентоспособными на рынке труда. Также из-за постоянной угрозы остаться без работы люди не могут больше оставаться только мастерами одного дела или специалистами в одной области. Постоянные изменения и реформы требуют от человека быть экономически и юридически грамотным, а также обладать дополнительными навыками или владеть дополнительной профессией, которая даст возможность прокормить свою семью в случае сокращения на основной работе.

Скачать Образование в современном мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *