Современная экономика
Роль маркетинга в современном мире.
Труд – от латинского «trudo» – принуждаю, заставляю. В древнерусском «трудъ» – работа, страдание, горе. В научной и учебной литературе «труд» описывается по-разному. Слово «работа» также происходит от слова «раб». Во всех религиях говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему, чтобы быть творцом, творить… И именно сегодня большинство ученых сходятся во мнении, что творчество — это главный ресурс 21 века. В современной экономике слово труд медленно, но планомерно меняется на слово творчество. Но так было не всегда.
Если в СССР в сельском хозяйстве было задействовано 40 % населения страны, то в развитых западных странах произошла модернизация, приведшая к перераспределению рабочей силы. Так сегодня 1 комбайнер в США обслуживает 8 — 10 фермерских хозяйств одновременно. Роль фермеров сводится исключительно к менеджменту и маркетингу. К концу 20 века в сельском хозяйстве США осталось задействовано 2 % населения, Великобритании — 1 %. Промышленность также претерпела существенные изменения, там осталось 10 — 15 % трудоспособного населения развитых стран. Дело в том, что научно-техническая революция привела к замене ручного труда автоматизированными поточными линиями, изобретенный Генри Фордом конвейер поставил производство машин на поток, что еще больше ускорило автоматизацию и модернизацию производства. Роль человека в промышленности коренным образом изменилась. Вместо рабочих появился спрос на операторов станков с ЧПУ (числовым программным управлением). 200 — 300 рабочих автоматически заменялись поточной линией.
Прогресс имел и оборотную сторону. Середина 20 века ознаменовалась огромными сокращениями на предприятиях, вынужденной безработицей, что повлекло за собой демонстрации, недовольство и, как следствие, рост профсоюзного движения. Именно в этот исторический период и начинается разработка всевозможных методов повышения качества трудовой жизни в контексте социальной ответственности бизнеса.
Индустриальная революция шла слишком быстрыми темпами. Для снижения социальной напряженности срочно требовались меры. В СССР в это время занятость населения оставалась 100 — процентной, но на экономике страны это сказывалось негативно. Зачастую сотрудники просто приходили на предприятие, чтобы отметить свои человеко — часы, в которых тогда измерялась заработная плата. Спасал только экстенсивный путь развития экономики, который подразумевал под собой освоение новых территорий и строительство новых предприятий. В рамках государственной политики предполагалось не только получение бесплатного образования всеми гражданами, но и непрерывная система обучения без отрыва от производства. Работавшие при заводах ССУЗы и ВУЗы встраивались в эту систему. Работников предприятий постоянно посылали на обучение как без отрыва от производства, так и с отрывом, но вписывая время их учебы в непрерывный трудовой стаж. В этом отношении СССР достаточно просто переживал реформу трудовой жизни. К моменту развала нашей страны, повлекшей за собой развал экономики, наши технические специалисты оказались лучшими в мире. Вынужденная безработица 1990-х привела к утечке мозгов в страны запада.
В то же самое время в США и Западной Европе государство пыталось справиться с социальной напряженностью и удовлетворить требования профсоюзов иными мерами. Широкое развитие получили пенсии и пособия по безработице, страхование, в том числе и в сфере трудовой деятельности. Первостепенное значение в условиях свободного предпринимательства приобрела непроизводственная сфера, сфера сервиса. Огромные потоки населения, высвобождавшиеся в сельском хозяйстве и промышленности, перетекли в туристский бизнес, получивший в этот же исторический период новый толчок для развития. Дело в том, что западные страны, получая большую прибыль после модернизации производства, направили эти финансы как в социальную, так и в непроизводственную сферы. Этот интенсивный путь развития, в отличие от отечественного, экстенсивного, оказался намного эффективнее. Повышение уровня жизни населения в целом повлекло за собой повышение его покупательной способности, соответственно, повышение спроса и, как следствие, рост налоговой прибыли в бюджете.
Пока западные государства богатели за счет налоговой прибыли, мы вместе со странами 3 мира продолжали оставаться сырьевым придатком экономически развитых государств. Принцип — «богатый народ — богатая страна» до сих пор не применяется на территории постсоветского пространства. Это тем более странно для России, в которой деньги от продажи ресурсов даже без их первичной переработки идут в бюджет, миную народ. В Норвегии, которая также занимается экспортом нефтепродуктов, прибыль от добычи углеводородов направляется на повышение уровня жизни населения, что ведет, соответственно, к росту налоговой прибыли в бюджете. Но это уже геополитика…
К 21 веку индустриальная революция завершилась, и мир перешел в постиндустриальную эпоху. Сегодня изобретены автомобили без водителя, поезда в метрополитене ходят автоматически, и машинист исполняет роль наблюдателя, автоматизация затронула все сферы жизнедеятельности людей. Но главным ресурсом стала информация. После распространения сети Интернет, информация стала перемещаться в 720 раз быстрее и в 330 раз дешевле, нежели традиционным почтовым способом (ГЕНКИН). С каждым днем физический труд теряет свою значимость, уступая место информационному обмену. Поэтому главным ресурсом 21 века можно считать творческий потенциал, труд руководителей и информацию.
Два последних столетия в развитых странах рост благосостояния происходил при уменьшении длительности рабочего дня и года.
Европейские страны сегодня переходят на 4 – дневную рабочую неделю. Предпосылки к такому переходу наблюдаются и в современной России.
Продолжительность рабочей недели в разных странах:
Страна | Продолжительность рабочей недели в часах |
Нидерланды | 30,5 |
Финляндия | 33 |
Франция | 35 |
Ирландия | 35,3 |
США | 34,5, рабочая неделя сократилась из-за мирового экономического кризиса |
Дания | 37 часов, в рабочее время включён ежедневный 30-минутный перерыв на обед |
Германия | 38 |
Норвегия | 39 |
Болгария, Эстония, Италия, Польша, Португалия, Румыния | 40 |
Греция, Австрия, Израиль | 43 |
Великобритания | В среднем 43,7 |
Аргентина | 44 часа, из которых 4 приходится на субботу |
Мексика, Перу, Индия, Колумбия, Непал, Таиланд | 48 |
Япония | 50 |
Китай | 60 |
Россия | 40 |
Для России, экономика которой малоэффективна, перегружена сырьевыми отраслями, модернизация экономики, переход на инновационный путь развития является не просто стратегически важной, но жизненно необходимой задачей для усиления значимости страны на мировой арене, укрепления безопасности во всех смыслах этого слова.
Огромные территории, отмена крепостного права только в 1961 году, позже всех в развитом мире, и социалистическая система, в которой не существовало такого понятия, как безработица и вынужденные сокращения, негативно сказались как на всей нашей неповоротливой системе управления, так и на менталитете населения.
Нашей стране необходима инновационная экономика.
Эта экономика зародилась в недрах традиционной и существует наряду с ней, постепенно вытесняя последнюю в силу существенно большей эффективности не только в экономическом плане, но и социальном, экологическом.
Трудовой фактор сегодня стал доминирующим в сравнении с землей и капиталом, и на его долю в развитых странах приходится 60–80 % ВВП. В то время, как в развивающихся странах на него приходится лишь 30–40 % ВВП.
В новой экономике знания становятся главным источником богатства, очень быстро растет новый сектор – производство и продажа информации.
Например, удельный вес «белых воротничков» – рабочих с инженерным уровнем подготовки, в составе всех занятых в общественном производстве непрерывно растет и в развитых странах составляет сегодня 50 % (в США – 60 %).
В современной России ресурсы, помноженные на нашу науку в самые короткие сроки могут дать эффект, который превзойдет японское экономическое чудо.